Cтилист и автор блога Vandastyle Ванда Вонг рассказывает о больших волнах и мелких всплесках в индустрии моды. Запасаемся ее советами, чтобы отличить одно от другого и сэкономить на необязательных покупках.
После написания этой статьи я чувствую себя буквально Александром Васильевым, но,кажется, нигде так остро не ощущается недостаток теоретического базиса, как в переменчивой и капризной области моды. Наводим порядок в мыслях и разбираемся,почему можно не носить oversize, но нельзя совмещать в одном образе вещи одного стиля. И да, ты наконец сможешь аргументированно объяснить подружке, почему тебе не нравятся ее туфли на скрытой платформе (также есть шансы убедить ее, что ты действительно не из зависти советуешь ей снять бандажное платье).
Моя бабушка любила говорить, что лучше быть на два шага позади моды, чем на шаг впереди. Оно, конечно,звучит, но, как и в абсолютном большинстве броских фраз из категории «Мысли мудрых людей», форсу в ней много, а правды почти ноль. Прежде чем определять,где же лучше быть — позади или впереди модных веяний, хорошо бы понять, что мода — это не какая-то движущаяся вперед монолитная глыба, которая, во-первых, четко очерчена в пространстве, а во-вторых,давит всех, кто не убежал за горизонт или не отступил благоразумно и смиренно назад, в хвост, в проделанную ей глубокую колею.
Три большие волны
На мой взгляд, в моде можно выделить как минимум три больших пласта. Или три волны. Большая волна может длиться до десяти (а то и больше) лет, и, строго говоря, ее можно окрестить «актуальностью». Не следить за актуальными веяниями и выглядеть хорошо невозможно. Вот здесь уж точно нельзя оказаться позади моды, иначе ты рискуешь обнаружить себя в компании обильно накрашенных тетенек с пересоляренным глубоким декольте, упакованным в поблескивающий атлас.
Уже давно актуальны и пока не собираются сдаваться следующие долгосрочные тенденции:
- демократичность;
- естественность;
- удобство.
Отсюда следуют «новые» правила:
- не носить украшения комплектами;
- не носить аксессуары «тон в тон» — пресловутые сумки в тон обуви и обязательный лак на руках, идентичный лаку на ногах;
- обязательно смешивать дорогие и демократичные предметы гардероба — например, носить дорогое колье днем, с белой рубашкой и джинсами, а не исключительно в полном вечернем облачении, включая платье в пол и перчатки выше локтя;
- обязательно смешивать стили (то есть надевать нежное платье в цветочек с косухой и грубыми ботинками, толстовку — с лодочками, спортивный костюм — с классическим пальто, классический костюм — с кроссовками или с футболкой);
- обязательно смешивать фактуры: «демократичный» деним и «элитарный» атлас, грубую шерсть и нежное кружево, хлопок и пайетки;
- не увлекаться преувеличенной сексуальностью: все, что обтягивает тебя наподобие латексной перчатки, пора забыть, потому что какие же это демократия и удобство, если половина населения планеты вынуждена ковылять на шпильках, поминутно одергивая съезжающее вниз декольте и задирающийся к трусам подол.
Отсюда мощнейшая тенденция к одинаковым моделям одежды для мужчин и женщин: вчерашние оплоты мужественности и женственности, такие как юбка и рубашка, сегодня становятся унисекс. Именно из-за этой волны нам постоянно советуют не перебарщивать с излишним старанием и нарядностью.
Актуально выглядящая женщина не ведет изнурительный бой за свой внешний вид, ведь у нее есть и другие занятия. Подумать только, во времена «Большого Голливуда» и Грейс Келли женщина в Америке и большинстве стран Европы не могла открыть счет в банке без письменного разрешения мужа! То есть вы можете представить, для каких женщин и в каких обстоятельствах творили Кристиан Диор и Юбер Живанши. А вы говорите, забыли о женственности! О женственности не забыли, забыли о беспомощности в мире мужчин, где только внешность, внушающая желание физического обладания, — единственное оружие женщины.
Волны поменьше
Далее следует волна средних размеров. Это тенденции, которые из остромодных перешли в разряд долгоиграющих, но они могут быть абсолютно разнонаправленными по отношению друг к другу — в отличие от тех, что составляют «большую волну». Поясню на примере. На вопрос, носить или не носить серьги, кольцо и кулон из одного комплекта, ответ однозначный: нет. И другого мнения быть не может. А вот oversize ты можешь носить,а можешь и не носить.
Та же ситуация с обувью на плоском ходу. Да, обувь без каблуков на пике моды уже давно. Но ты можешь носить лоферы, оксфорды и биркенштоки, а можешь — лодочки и «туфли в викторианском стиле» на каблуке, обильно представленные в последних сезонах.
Вещи в спортивном стиле (брюки-треники, кеды, кроссовки, толстовки) — незаменимая вещь, их становится все больше и больше. Но если не хочется — не носи.
Фрик-шик (многослойность на грани разумного, роскошь на грани и за гранью безумия,винтаж, самоирония, носки с сандалиями) — это все не «дизайнеры с ума посходили», а общемировое стремление к индивидуальности в противовес навязанным стандартам.
Мир с экономической точки зрения перестает быть большим заводом, где все ходят в униформе и встают «по гудку». Он снова распадается на маленькие частички, где каждый может работать сам на себя, не отчитываясь начальству, а значит, может и одеваться так,как ему хочется. Но все это тоже можно не носить.
Еще поговорим о городских джунглях. Усталость от шика и мира высокой моды нашла выражение в том, что эстетика городских низов поднялась на подиумы. Голубая стылая кровь фэшн-аристократов, анемичная от многочисленных внутридинастических союзов,в мгновение ока вскипела от потока крови живой, красной и горячей.
Этот поток льется из культуры современных окраин, гетто, царства нищеты и подросткового максимализма, и мы с удивлением наблюдаем творения Гоши Рубчинского, Канье Уэста и поразившую наше воображение желтую футболку DHL Vetements за 200 евро.
На подиумах все это может выглядеть несколько устрашающе для глаз неподготовленного зрителя, но вот живые люди (да, смелые — но живые) подают эти тренды в более рафинированном виде и выглядят не только стильно, но и уместно.